Белорусский линейный много лет провёл в СКА, поиграл в Европе, а перед сезоном оказался в ЦСКА. Поводов для обстоятельного разговора.
— Как проходят первые сборы в новой команде?
— Да как обычно. Тяжёлый период, который нужно пройти, стиснув зубы, и начать сезон.
— СКА всегда славился мощной предсезонкой. В ЦСКА легче или сложнее?
— Полегче. В Минске было тяжелее. Может даже сложнее, чем в любом другом клубе, не только ЦСКА. Помогает ли минский опыт? Конечно. То, что было дано в СКА, сказывается в дальнейшем.
— Как работается с китайскими игроками?
— Как и в любом иностранном клубе с легионерами. Так же наверняка в том же Бресте, где много игроков из других стран. Всех встречают, помогают с переводом на тренировках, чтобы всё было понятно. Сами они хорошие дружелюбные ребята, трудяги.
— Давно возникло предложение ЦСКА?
— Позвонили в середине июня. Подумал: в связи с обстановкой в мире ехать в Европу, не зная, выдадут ли визу… Сами клубы, которые предлагали перейти, не могли гарантировать, что по документам всё будет нормально. То есть ты можешь приехать по «шенгену», а дадут ли потом рабочую визу, чтобы находиться на постоянной основе — никто не знает и дать гарантию не готов.
Не стал рисковать. И очень рад, что перешёл в ЦСКА. Куда мог перейти? Давайте не будем говорить. Выбор сделан, что есть, то есть. Сейчас всё устраивает здесь.
— С кем были знакомы из сегодняшней команды?
— С Дмитрием Кузнецовым, Стасом Третынко. А так — мы братские народы, так что долго узнавать друг друга не пришлось.
— Вы провели два года в Швейцарии, в «Амитиции». Самые яркие воспоминания о том времени?
— Там очень красиво, уютно. Всё очень комфортно для жизни, можно просто наслаждаться окружающей средой, всеми достижениями человечества.
В профессиональном плане — гандбол очень быстрый. Было много спаррингов с командами из второй, первой бундеслиги. Поэтому характер игры схожий: агрессивный, быстрый. Многое завязано на индивидуальном мастерстве.
— Насколько ожидания от поездки совпали с тем, что в итоге там увидели?
— Думал, что чемпионат будет слабее. Но всё было очень плотно. В первой половине сезона было по три игры в неделю, включая Кубок. Хоть там 10 команд в чемпионате, но Кубок играли с коллективами из второго дивизиона, которые тоже показывают достойный гандбол. И каждая команда очень индивидуальна: у всех свои варианты защиты, тактики в целом. Было сложно.
— Лига сильнее белорусской?
— Да, намного. Не знаю, как насчёт российской, но думаю, что сильнее и местной. Но пока не гарантирую — ещё здесь не играл. Турнир Лаврова — это лишь предсезонка, на первых играх будет понятнее.
— Как сложилось в игровом плане? У вас была травма…
— Да, но не жалею, что там оказался. Если рефлексировать — то можно впасть в депрессию. Что было — то было, идём дальше.
— Была ли возможность остаться в Швейцарии?
— Да. Но травма подвела буквально за несколько дней до заключения соглашения. Ждал подписанный с их стороны документ, но не сложилось. На тот момент был расстроен, потому что мог перебраться в более сильный клуб. И кто знает, как могло бы сложиться.
Хотя, может, и там получил бы со временем эту травму — и всё равно вернулся бы в СКА. Так что не жалею. Рад, что в прошлом сезоне опять приехал в Минск. Мне помогли довосстановиться, поддержали. На сегодня чувствую себя очень хорошо.
— Хотели бы переехать жить в Швейцарию после окончания карьеры, если бы появилась такая возможность?
— Пока не задумывался. Но менталитет сильно отличается. Мне ближе славянский. Так-то всегда принимаешь правила жизни в среде, в которой оказываешься. Всем нужно разное количество времени на адаптацию. Кому-то год-два, у меня побыстрее было. Там люди «на чиле». Здесь ты постоянно куда-то бежишь, что-то решаешь. А там месяцами чего-то можно ждать. Мы по-другому привыкли. Есть поговорка «работает как швейцарские часы» — так вот, там такого нет (смеётся).
Страна действительно богатая. Даже если смотреть на автомобили у местных жителей. Люди одеты с иголочки. Жить дорого, но зависит от потребностей. При желании существовать богато и красиво можно и в Беларуси.
— Вам с зарплатой гандболиста было комфортно?
— Нормально. Люди, которые работают по профессии, получают больше. Там внимание тем, кто работает мозгами, руками — кто не связан со спортом. Ну и понятно, что в целом уровень жизни выше, чем в Беларуси, России, да и многих странах Европы.
— У вас был период, когда почти два года не играли из-за травмы. Расскажите про то время — как справлялись?
— Тогда я учился в университете и понемногу восстанавливался, шаг за шагом. Не могу сказать, что было тяжело — тогда я был молодым, около 20 лет.
— Не было мыслей бросить гандбол, уйти в учёбу, другую сферу?
— Нет, не было. Так просто не сдаёмся! Если упал — надо встать.
— Сейчас порой молодые, не найдя себе клуб во взрослом гандболе, уходят в другие профессии.
— Надо не забывать, что развитие происходит не только во время тренировок. Надо дорабатывать самому. Так ты добавляешь уверенности себе, идёшь дальше. Неудачи у спортсменов всегда случаются. Сегодня так, завтра по-другому. Так что надо просто идти к своей цели.
— Расскажите, как в то время возвращались в гандбол через СКА.
— Сначала просто попросил потренироваться. А потом, как понимаю, приглянулся, предложили остаться. Можно сказать, что подвернулась удача на моём пути. В то время было много игроков, которые могли бы занять моё место в СКА.
— Сейчас в Минске вы были одним из немногих игроков, кто постарше. Вам в целом комфортно в таком молодом коллективе? Или лучше как в ЦСКА, когда средний возраст повыше?
— СКА — это большая семья. Даже если люди меняются. Там все одинаковые по мышлению — если уж они согласились на такие тяжёлые испытания в своей профессиональной карьере. А рядом с молодыми, наоборот, надо работать больше.
— Чувствуете ли какую-то ментальную разницу с 19-20-летними?
— Стараюсь не смотреть за другими, а концентрироваться на себе. Конечно, разница есть. 19-20 лет — это только начало жизни. Разные интересы могут быть, даже если цель одна. По уровню отдачи есть различия, но это касается не всех поголовно. Кто-то следит за чем-то вне гандбола. Но всерьёз на это не обращал внимания.
— В прошлом году СКА поборолся бы за Кубок ЕГФ, если бы не сняли с розыгрыша?
— Были большие шансы. Выиграл турнир «Нербё», с которым должны были играть в ¼ финала. А так, думаю, привезли бы Кубок.
— Внутри вы проиграли «Бресту» чемпионство, но взяли Кубок Беларуси. Как оценили бы сезон?
— Все очень старались — тяжёлые тренировки, подготовка. Много элементов предсезонки в течение сезона. Отдавались по максимуму. В спорте часто нужна капля удачи, а её у нас не было. Все боролись, тем более пришло укрепление в лице игроков «Мотора». Но фарта не хватило.
— Лично собой довольны?
— Я не так часто доволен собой. Всегда стараюсь найти изъяны и исправить их, насколько это возможно. В целом неплохо, но можно было бы лучше.
— Топ-3 воспоминания за время карьеры в СКА.
— Первое: победа над «Брестом» в гостях — плюс 10. Выступление в группе Кубка ЕГФ против «Магдебурга», «Бьеррингбро». Очень хорошие были матчи для нас. Ещё вспоминаю игры с «Порту». Тогда не прошли, но было очень интересно. Там колоритные игроки, которым мы давали бой, даже выигрывали дома. Понимали, что чего-то стоим.
Ну и прошлый сезон — матчи с «Шёвде». Две игры по 26:26, четыре тайма вничью и победа в серии пенальти! Одна из самых шикарных встреч.
— SEHA-Gazprom League «Дивизион Восток» для команд Беларуси и России. Что об этом думаете?
— Считаю, это очень хорошо. Международный опыт. Плюс можно приехать домой. Очень хороший шаг вперёд. Ну и жду победы в каждой игре в составе ЦСКА.
handballfast.com
Источник: hand-ball.ru